Новости
ФИПИ: Умение анализировать произведение поможет успешно сдать ЕГЭ по литературе
Комментарий к обзору от Чесноковой Анастасии Владимировны, заместителя председателя предметной комиссии по литературе: «Формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит изменений, что позволит при подготовке сосредоточиться на проблемных зонах по результатам 2019 года.
Сложность у кубанских выпускников в 2019 году вызвало задание 4, требующее знания художественного текста на уровне значимых элементов (процент выполнения задания 4 – 75,9). Определённые затруднения экзаменуемые испытывали при выполнении заданий 9 и 16, проверяющих способность к межтекстовому сопоставлению (средний балл по критериям 1 и 2, оценивающим качество сопоставления произведений с предложенным текстом, – 1,6 из максимальных 2 баллов, по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» – 2,5 из максимальных 4 баллов). К типичным ошибкам в задании 17 (сочинение) относятся невнимательное прочтение темы (по критерию 1 «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие» средний балл - 1,9 из максимальных 3), отсутствие опоры на литературный материал (по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» – 1,8 из максимальных 3), нарушение логики, низкий уровень речевого оформления, неумение использовать теоретико-литературные понятия как инструмент анализа
Выпускникам 2020 года, планирующим сдавать ЕГЭ по литературе, на этапе подготовки рекомендуем двигаться в соответствии с логикой КИМ - от частного к общему, от простых заданий к сложным:
– сначала учитесь выполнять задания с кратким ответом, обращая особое внимание на формулировки задания 4 (установите соответствие между авторами и произведениями, между персонажами и фактами их дальнейшей судьбы, между персонажами и эпизодами, между персонажами и названиями произведений, между персонажами и их характеристиками и т.п.);
- затем переходите к заданиям 8, 15, требующим написания развёрнутого ответа, например: «Как в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья» раскрывается тема смысла жизни?»;
- далее проводите сопоставительный анализ (задания 9, 16), например: «В каких произведениях отечественной поэзии философски осмысляются явления природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья»?»;
– и только после этого приступайте к сочинению («В чём заключается своеобразие философской лирики Ф.И. Тютчева?»).
И, конечно же, как можно больше читайте! Больше чтения самых разнообразных текстов, поэтических и в прозе, нетривиальных и интересных!».